Автомобильные аукционы BIDCAR.EU
Главная » Новости » 02. 07. 2018

Обжалования решений контролирующих органов по Указу №510

Обжалование решений (ненормативно - правовых актов), вынесенных  в порядке Указа № 510

Порядок применения к субъектам хозяйствования мер ответственности, процедура рассмотрения и обжалования решений (постановлений) контролирующих органов, действий (бездействия) их должностных лиц регламентированы Указом Президента Республики Беларусь от 16.10.2009 N 510 "О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь" (далее - Указ N 510), а также специальным законодательством, в частности Налоговым кодексом Республики Беларусь (далее - НК).

Кроме того, судебный порядок обжалования решений (постановлений) контролирующих органов, действий (бездействия) их должностных лиц установлен процессуальным законодательством: Хозяйственным процессуальным кодексом Республики Беларусь (далее - ХПК), Гражданским процессуальным кодексом Республики Беларусь (далее - ГПК), Процессуально-исполнительным кодексом Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее - ПИКоАП).

Законодательство Республики Беларусь предусматривает два способа защиты нарушенных прав и законных интересов юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (далее - субъекты хозяйствования) в сфере предпринимательской и иной хозяйственной (экономической) деятельности:

- досудебный (административный) порядок, т.е. обращение в вышестоящий орган (к вышестоящему должностному лицу);

- судебный порядок.

В соответствии с частью второй пункта 78 Положения о порядке организации и проведения проверок, утвержденного Указом N 510 (далее - Положение N 510), вынесенные по результатам проверки решение по акту проверки, требование (предписание) об устранении нарушений, действия (бездействие) проверяющих могут быть обжалованы проверяемым субъектом в вышестоящий контролирующий (надзорный) орган или вышестоящему должностному лицу, которому проверяющие непосредственно подчинены, и (или) в суд, если иной порядок обжалования, иной срок не установлены законодательными актами.

Из указанной нормы следует, что проверяемому субъекту предоставлено право выбора способа защиты своих нарушенных прав и законных интересов. Так, жалоба может быть подана субъектом хозяйствования:

- в вышестоящий контролирующий (надзорный) орган или вышестоящему должностному лицу в течение 30 календарных дней со дня их вынесения (совершения) (часть вторая пункта 78 и часть первая пункта 79 Положения N 510);

- в суд в течение 1 года со дня вынесения (часть третья пункта 78 Положения N 510);

- одновременно в суд и в вышестоящий контролирующий (надзорный) орган.

Пропуск проверяемым субъектом 30-дневного срока, установленного частью первой пункта 79 Положения N 510 для подачи жалобы, является основанием для отказа в ее рассмотрении, за исключением случаев восстановления пропущенного для подачи жалобы срока по уважительной причине вышестоящим контролирующим (надзорным) органом или вышестоящим должностным лицом на основании заявления проверяемого субъекта (часть вторая пункта 79 Положения N 510).

Пунктом 80 Положения N 510 установлен месячный срок рассмотрения жалобы в досудебном (административном) порядке со дня получения жалобы проверяемого субъекта, по результатам рассмотрения которой выносится одно из решений по жалобе, указанных в пунктах 81 и 82 Положения N 510.

Проверяемый субъект вправе обжаловать решение контролирующих (надзорных) органов, действия (бездействие) их должностных лиц в судебном порядке вне зависимости от того, подавалась ли жалоба в вышестоящий контролирующий (надзорный) орган (вышестоящему должностному лицу) (часть третья пункта 78 Положения N 510). То есть законодательством не предусмотрена обязательность соблюдения досудебного порядка урегулирования спора.

Пропуск проверяемым субъектом установленного частью третьей пункта 78 Положения N 510 годичного срока не является основанием для отказа в принятии заявления, однако служит основанием для отказа в удовлетворении заявления.

ХПК предусматривает возможность обжалования решений контролирующих органов, действий (бездействия) их должностных лиц в экономическом суде (глава 25 ХПК).

Статьей 42 ХПК установлено, что экономическому суду подведомственны дела о признании недействительным ненормативного правового акта государственного органа, органа местного управления и самоуправления, иного органа или должностного лица, которым затрагиваются права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной хозяйственной (экономической) деятельности.

При этом предметом рассмотрения в хозяйственном суде являются только те ненормативные правовые акты государственного органа, которые содержат обязательные предписания для плательщика, влекущие определенные юридические последствия. Например, акт проведенной (налоговой) проверки не может быть предметом рассмотрения в экономическом суде.

При рассмотрении заявления о признании недействительным ненормативного правового акта государственного или иного органа экономический суд вправе приостановить действие оспариваемого решения контролирующего органа до вступления в законную силу решения экономического суда.

При этом исходя из предписаний ХПК такое приостановление может быть произведено только по ходатайству заявителя. ГПК в отличие от ХПК допускает возможность приостановления судом оспариваемого решения не только по ходатайству заявителя, но и по собственной инициативе.

В отличие от других категорий споров, рассматриваемых экономическим судом, к рассмотрению такой категории спора, как требование о признании недействительным ненормативного правового акта государственного органа, органа местного управления и самоуправления, иного органа или должностного лица, предъявляются особые требования.

Согласно требованиям части второй статьи 229 ХПК экономический суд не связан основаниями и доводами, изложенными в заявлении об оспаривании ненормативного правового акта.

В силу положений абзаца второго части первой статьи 228 ХПК заявитель обязан доказать, что ненормативный правовой акт не соответствует законодательству или иному нормативному правовому акту, а заинтересованное лицо - государственный орган обязано доказать соответствие изданного им акта законодательству или иным нормативным правовым актам на основании части третьей статьи 229 ХПК.

Этот вывод подтверждается тем, что наряду с общими требованиями, содержащимися в статьях 159 и 228 ХПК, установлены специальные требования в отношении оспариваемого ненормативного правового акта, согласно которым при подаче заявления о признании недействительным ненормативного правового акта заявителем необходимо дополнительно указывать на нарушение своих прав и законных интересов и законодательные или иные нормативные правовые акты, которым противоречит и не соответствует оспариваемый ненормативный правовой акт.

 
 

Реклама:

Всё в одном: создание, наполнение, размещение и продвижение за 99 руб!
Всё в одном: создание, наполнение, размещение и продвижение за 99 руб!
Адрес: Гомель,                         Email:legalgomel@bk.ru
Пожаловаться на сайт