Автомобильные аукционы BIDCAR.EU

Ограничение конкуренции

О недобросовестной конкуренции.

 

Недобросовестная конкуренция - одно из самых распространенных антимонопольных нарушений среди субъектов хозяйствования в Беларуси. Закон от 08.01.2018 N 98-З "О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь "О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции" детализирует формы, которые она может принимать.

 

Что считается недобросовестной конкуренцией

 

В качестве таковой рассматриваются действия одного или нескольких хозяйствующих субъектов, которые отвечают одновременно трем признакам (абз. 10 п. 1 ст. 1 Закона N 94-З в ред. от 08.01.2018):

1) они направлены на приобретение преимуществ в предпринимательской деятельности. В новой редакции добавлена направленность на приобретение выгод в предпринимательской деятельности;

2) они противоречат Закону N 94-З, иным законодательным актам и актам антимонопольного законодательства или требованиям добросовестности и разумности;

3) они могут причинить или причинили убытки другим конкурентам либо могут нанести или нанесли вред их деловой репутации.

Хотя Закон N 94-З в новой редакции начинает действовать с 3 августа 2018 г., ответственность за совершение действий, описываемых в нем, может наступить уже сейчас. Это связано с тем, что понятие недобросовестной конкуренции практически не изменится. Перечень возможных форм, которые она может принимать, является открытым и останется таковым. Таким образом иные, прямо не описанные в законодательстве действия, если они соответствуют вышеуказанным трем признакам, могут быть расценены в качестве недобросовестной конкуренции и повлечь ответственность.

Рассмотрим, что изменится в формах недобросовестной конкуренции.

 

Дискредитация конкурента

 

Вместо общих оценочных формулировок, например "сведения, порочащие деловую репутацию", "могут подорвать доверие к хозяйствующему субъекту", в новой редакции Закона N 94-З прописаны характеристики, в отношении которых субъект хозяйствования может представить искаженные, ложные, недостоверные сведения (ст. 25 Закона N 94-З в ред. от 08.01.2018), в частности:

- качество и потребительские свойства товара конкурента;

- назначение такого товара;

- способы и условия его изготовления (производства) или применения, результаты, ожидаемые от использования такого товара, его пригодности для определенных целей;

- условия, на которых конкурентом предлагается к продаже товар, в частности цена (тариф).

Перечень не исчерпывающий. Соответственно и иные ложные, недостоверные и искаженные сведения, касающиеся конкурента, могут быть признаны дискредитацией.

 

Введение в заблуждение

 

Действия, характеризуемые как введение в заблуждение, касаются практически тех же характеристик товара, что и указываются при дискредитации: качество и потребительские свойства, назначение товара, способы и условия его изготовления (производства) или применения, результаты, ожидаемые от использования такого товара, его пригодности для определенных целей и т.д. В отличие от дискредитации конкурента здесь речь идет о некорректных заявлениях в отношении товара хозяйствующего субъекта - распространителя таких сведений, а не товара его конкурента.

Описываемых характеристик стало больше. В частности, добавлены сведения о гарантийных обязательствах продавца или изготовителя (производителя) товара (ст. 26 Закона от N 94-З в ред. от 08.01.2018).

 

Некорректное сравнение

 

Клиенты очень часто имеют предложение от нескольких поставщиков и просят дать информацию об отличиях предлагаемого товара от товара конкурента. Отметим, что само по себе сравнение антимонопольным законодательством не запрещено. Под запретом именно некорректное сравнение. Ему в новой редакции Закона N 94-З посвящена отдельная статья.

Справочно

Сравнение товара с товаром другой организации или другого гражданина, одной организации с другой организацией может быть расценено как неэтичная реклама, которая как и любая ненадлежащая реклама не допускается. Она может стать основанием для привлечения к административной и гражданско-правовой ответственности (ст. 12.15 КоАП, абз. 5 ст. 2, абз. 8 п. 3, п. 5 ст. 26, ст. 31 Закона о рекламе).

Определения некорректного сравнения не дается. Приводится лишь перечень действий, которые будут считаться некорректным сравнением. Перечень не является исчерпывающим. Запрещено:

- сравнение с конкурентом и (или) его товаром путем использования слов или обозначений, создающих впечатление о превосходстве хозяйствующего субъекта и (или) его товара ("лучший", "первый", "номер один", "самый", "только", "единственный" и других), без указания конкретных характеристик или параметров сравнения, имеющих объективное подтверждение, либо в случае, если утверждения, содержащие указанные слова, являются ложными, неточными или искаженными;

- сравнение с конкурентом и (или) его товаром, в котором отсутствует указание конкретных сравниваемых характеристик или параметров либо результаты сравнения не могут быть объективно проверены;

- сравнение с конкурентом и (или) его товаром, основанного исключительно на незначительных или несопоставимых фактах и содержащего негативную оценку деятельности конкурента и (или) его товара.

 

Смешение

 

В этой части запреты также стали более детальными. Запрещено не только копирование, но и имитация внешнего вида товара, вводимого в гражданский оборот на территории Республики Беларусь другим хозяйствующим субъектом, упаковки такого товара, его этикетки, наименования, цветовой гаммы, фирменного стиля (в совокупности фирменной одежды, оформления торгового зала, витрины) или иных элементов, индивидуализирующих конкурента и (или) его товар.

 

Недобросовестная конкуренция, связанная с охраняемой законом тайной

 

Недобросовестная конкуренция, связанная с незаконным получением, использованием, разглашением информации, составляющей коммерческую, служебную, иную охраняемую законом тайну описана в новой редакции Закона N 94-З впервые. Действия, в которых она может быть выражена, включают, в частности:

- получение и использование указанной информации, обладателем которой является конкурент, без согласия лица, имеющего право ею распоряжаться;

- использование или разглашение указанной информации, обладателем которой является конкурент, вследствие нарушения условий договора с лицом, имеющим право ею распоряжаться;

- использование или разглашение указанной информации, обладателем которой является конкурент и которая получена от лица, имеющего или имевшего доступ к ней вследствие исполнения служебных обязанностей, если не истек установленный законом или договором срок ее неразглашения.

 

Недобросовестная конкуренция, связанная с объектами интеллектуальной собственности

 

Помимо приобретения и использования исключительного права на средства индивидуализации участников гражданского оборота, товаров указан запрет на недобросовестную конкуренцию, связанную с совершением хозяйствующим субъектом действий по продаже, обмену или иному введению в гражданский оборот товара, если при этом имело место незаконное использование объекта интеллектуальной собственности.

 

Последствия нарушения запретов

 

Закон от 08.01.2018 N 98-З не вносит изменения в нормы, определяющие ответственность за недобросовестную конкуренцию. Действующим законодательством предусмотрена административная, уголовная и гражданско-правовая ответственность за нарушение соответствующих запретов.

Так, за совершение действий, являющихся недобросовестной конкуренцией независимо от ее формы, предусмотрен штраф в размере (подп. 1.4 п. 1 Указа от 27.02.2012 N 114):

от 20 до 100 БВ - для должностных лиц,

от 100 до 200 базовых величин - для ИП,

до 10% суммы выручки от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено правонарушение, за календарный год, предшествующий году, в котором было выявлено административное правонарушение, но не менее 400 БВ - для юрлица.

Если правонарушитель не осуществлял деятельность по реализации данного товара (работы, услуги) в предшествующем календарном году, штраф рассчитывается от суммы выручки за предшествующую дате выявления административного правонарушения часть календарного года, в котором было выявлено административное правонарушение.

К уголовной ответственности могут быть привлечены должностные лица юрлиц и ИП за "незаконное использование деловой репутации конкурента" (ст. 248 УК), "дискредитацию деловой репутации конкурента" (ст. 249 УК), "распространение ложной информации о товарах и услугах" (ст. 250 УК).

По общему правилу лицо, потерпевшее от недобросовестной конкуренции, вправе требовать от конкурента прекращения действий, составляющих недобросовестную конкуренцию, а также возмещения причиненных ему убытков в судебном порядке (ст. 1030 ГК).

Важно

Несоблюдение требований в отношении недобросовестной конкуренции несет и репутационные риски. Информация о лицах, в действиях которых установлены факты нарушений антимонопольного законодательства, размещается на сайте МАРТ. Эта практика продолжится и после вступления в силу новой редакции Закона 94-З.

 

 

Закон Республики Беларусь

от 8 января 2018 г. N 98-З

"О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь "О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции"

Зарегистрировано в НРПА РБ 31.01.2018 N 2/2536

Вступает в силу 3 августа 2018 года.

 

 
 
Адрес: Гомель,                         Email:legalgomel@bk.ru
Пожаловаться на сайт